Меню
ГлавнаяСтатьи"Шухов Владимир Григорьевич"

"Шухов Владимир Григорьевич"

← Вернуться назад
2021-08-18

"Шухов Владимир Григорьевич"

Имя уроженца Курской губернии Владимира Григорьевича Шухова никак нельзя назвать забытым. Уже более 80 лет прошло со дня его смерти, но нефтеналивные танкеры Шухова, крекинг нефти Шухова, водотрубные котлы системы Шухова и даже шуховские башни и мосты хорошо известны в нашей стране и зарубежом.

Родился Владимир Шухов в 1853 году в небольшом городке Грайворон (сегодня территория Белгородской области). Детство провел в имении матери в д. Пожидаевке. Именно там будущий инженер-изобретатель осуществил свои первые опыты в конструировании, мастеря из подручных материалов работающие фонтан, мельницу и т.д.

Затем учеба в Санкт-Петербургской гимназии, где он демонстрировал отличные знания математических наук. В 1971 году продолжил учебу в Императорском Московском техническом училище (ИМТУ). Здесь выдающийся курянин сделал своё первое изобретение - паровую форсунку. По окончании ИМТУ Владимир Григорьевич, как лучший выпускник училища, был удостоен золотой медали и направлен в командировку в США, где познакомился с А.В. Бари – эмигрантом из России, владельцем строительной компании. Спустя год они оба вернулись в Россию и переехали в Баку, где создали конструкторское бюро. Заказы благодаря трудоспособности и инженерному таланту нашего земляка выполнялись в кратчайшие сроки, с использованием необычных и интересных идей. Шухов спроектировал нефтеналивные суда грузоподъёмностью до 12 тысяч тонн, рассчитал и построил первый в России нефтепровод, первый в мире мазутопровод с подогревом перекачиваемого мазута отработавшим паром паровых насосов.

Владимир Григорьевич запатентовал эрлифт-насос и гидравлический дефлегматор, применение которых делали процесс добычи нефти менее энергозатратным.

Колосальное значение для нефтеперерабатывающей промышленности имело изобретение курским ученым дробной перегонки нефти. Шухов предложил использовать в качестве горючего не саму нефть, а ее более тяжелые составляющие – мазут, керосин и т.д., для их выделения кипятить нефть и выводить её пары по трубе-холодильнику. В 1889 в Баку Шухов построил и сдал в эксплуатацию первую промышленную установку для перегонки нефти. Следом был зарегистрирован патент на перегонку нефти с разложением, что намного увеличило выход бензина. Сегодня этот процесс называют «крекингом» нефти, он опередил свое время на 25 лет – нефтеперерабатывающие заводы стали строиться только после 1915 года.

В 1880-1890 годах Шухов изобретает свои знаменитые водотрубные котлы: ученый предложил кипятить воду не в массивном котле, а в трубчатом змеевике, что увеличило скорость нагревания в 2-3 раза. Изобретение совершило переворот в теплотехнике и принесло Шухову золотую медаль на XII Международной выставке (Париж, 1896 год).  Сегодня котлы системы Шухова работают на всех тепловых электростанциях, вырабатывая пар для паровых турбин, по этому же принципу построены и системы охлаждения атомных реакторов.

В 1890-х годах Шухов увлекся вопросами строительства. Он возвел перекрытия Верхних торговых рядов в Москве (сегодня – здание ГУМа). Многотонная крыша и купол площадью в 11 тысяч кв. метров выглядят изящной и лёгкой «паутиной» и вызывают восторг уже более 100 лет.

В 1896 году Шухов принимает участие во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Его павильоны с уникальными висячими и арочными системами покрытий и гиперболоидная водонапорная башня (прообраз Шаболовской) вызвали восторг и были запатентованы. В диковинку было и то, что ажурные конструкции башни монтировались только из прямолинейных брусьев и не содержали ни одного гнутого элемента. В дальнейшем они нашли применение в качестве водонапорных башен, маяков, корабельных мачт. Первые такие мачты были установлены на линкоре "Император Павел I" в 1903 году.

Разрабатывая конструкции, Шухов заботился об экономической составляющей проектов: методы монтажа были простыми и оригинальными, с использованием простейшего оборудования. При этом темпы работ достигались поистине впечатляющие.

После Октябрьской революции Шухов остался в России. Отношения с Советской властью были сложными. Шухов выиграл конкурс на строительство радиобашни в Москве. Курский изобретатель предложил возвести гиперболоидную башню высотой 350 метров (на 45 м. выше Эйфелевой башни) – самой высокой в мире. Но таких средств не нашлось, поэтому конструкцию урезали до 150 метров.

Башня была уникальна не только своей конструкцией, но «телескопическим» методом её монтажа -  до 80% всех работ производились на земле и поднимались в проектное положение изнутри. Когда строительство уже подходило к концу, сорвался вниз четвёртый ярус. Большинство собранных внизу последующих секций были смяты. Началось следствие. Но эксперты доказали: проект и монтаж безупречны, причина аварии - дефект металла. Шухов достроил башню в марте 1922 года, и в  сентябре состоялась и первая радиопередача. Радиостанция на Шаболовке долгие годы оставалась самым высоким сооружением в России.

В конце 1920-х годов наш земляк занимался восстановлением разрушенных мостов, возведением новых, прокладывал магистральные нефтепроводы, строил цеха заводов-гигантов, поднимал затонувшие суда…

В 1932 году Шухов совместно с архитектором М. Мауэром осуществили уникальную операцию по выпрямлению северо-восточного минарета медресе Улугбека в Самарканде, сместив ее центр тяжести. Операция имела громкий резонанс во всём мире и вошла в историю.

Погиб наш выдающийся земляк в результате несчастного случая в 1939 году: случайно пролил на рубашку одеколон и опрокинул свечу. Ожоги были сильны, но он прожил ещё 5 суток.

Похоронен Владимир Шухов в Москве на Новодевичьем кладбище.

За свою жизнь Владимир Григорьевич Шухов зарегистрировал всего 17 патентов, считая нецелесообразным патентовать большинство своих изобретений. В России, начиная с 1990-х годов, ежегодно проводится конкурс им. В.Г. Шухова на звание «Инженер года».

                                                                                           Ирина Фомина, зав. научно-просветительского отдела

 

Прикреплённые файлы:
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!