Журавский Дмитрий Иванович (1821 - 1891) - выдающийся русский учёный-механик и инженер, основатель научного мостостроения.
Уроженец с. Белый Колодезь Щигровского уезда Курской губернии. Рано проявил склонность к математике, поэтому в 1838 году поступил в Нежинский физико-математический лицей. Прослушивание лекций выдающихся профессоров, академиков-математиков М.В. Остроградского и В.Я. Буняковского повлияли на выбор будущей профессии. Желая получить разностороннее математическое и инженерное образование, Дмитрий Иванович поступил в Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения и окончил его с отличием.
В 1842 году был назначен на изыскания железной дороги Петербург-Москва, которая в те годы должна была стать самой большой в мире. По проекту дорога, протяженностью 656 км, должна была проходить по сложной местности: планировалось возвести 184 моста и 19 путепроводов. В обязанности Дмитрия Журавского входил расчет конструкций наиболее крупных мостов, в том числе особо сложного: длинной 550 м и высотой около 50 м через реку Мсту у ст. Веребьино. В качестве базового проекта использовались чертежи американского инженера и изобретателя У. Гау. Знаменитый курянин теоретически перепроверил и усовершенствовал систему Гау: он доказал, что чем ближе к опорам, тем больше нагрузка на вертикальные тяжи и раскосы, и предложил делать элементы фермы разной толщины в зависимости от их расположения. Журавскому пришлось провести обширные самостоятельные научные исследования для расчета прочности материала и соединений частей моста. Теория расчёта мостовых ферм стала выдающимся вкладом в строительную науку, а Дмитрий Иванович был удостоен академией наук большой Демидовской премией.
Дмитрий Иванович работал и над проблемой прочности и сопротивления дерева и железа, из которых изготовлялись фермы. Для испытания образцов материалов он сконструировал специальные машины, на которых определял прочность элементов и соединений конструкций ферм. Результаты, полученные выдающимся курским инженером при опытных исследованиях, легли в основу проектирования большинства мостов того времени. Мосты, построенные Журавским, отличались большой прочностью и простояли более 35 лет до замены их металлическими.
Труд Д.И. Журавского «О мостах раскосной системы Гау» принес ему славу основоположника научного мостостроения в России и за рубежом. Через год вышла вторая работа «Замечания относительно сопротивления бруса, подверженного силе нормальной к его длине», которая принесла Журавскому еще большую признательность и славу во всем мире. В курсе сопротивления материалов эта работа известна как «Теорема Журавского».
Несколько лет являлся вице-президентом совета управления Главного общества российских железных дорог. Одновременно занимал должность председателя строительного отдела Императорского технического общества. В эти годы Д.И. Журавский не оставлял научных исследований - провел ряд экспериментов по сопротивлению рельсов изломам при низкой температуре.
В 1889 году вышел в отставку в возрасте 68 лет. Умер Дмитрий Иванович Журавский в 1891 году, являясь признанным авторитетом в области мостостроения. Похоронен на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга.
Ирина Фомина, зав. научно-просветительским отделом