Blog_New

Минимизировать
Вы должны быть подключены и у вас должны быть права на создание и ведение блога.

Пусть это имя в памяти живет

мар3

ГлавнаяКраеведческие записки
03.03.2020 12:49 

Год 2020-й для нас, железногорцев, отмечен важной датой в истории города и МГОКа. Исполняется 60 лет со дня добычи первого ковша руды в карьере комбината. Событие это, ставшее точкой отсчета промышленного освоения «жемчужины КМА» – Михайловского месторождения – произошло 10 июня 1960 года. В связи с этим в краеведческом музее запланирована серия выставок и мероприятий. Глубоко символично, что откроет юбилейный год еще одна важная дата.
3 марта исполнилось бы 90 лет со дня рождения прославленного машиниста экскаватора Михайловского ГОКа Николая Федоровича Клименко. Именно ему, 60 лет назад молодому рабочему, довелось поднять на поверхность первый ковш руды в карьере комбината. Имя Николая Федоровича Клименко, нашего земляка-курянина, вместе с именами десятков других горняков-первопроходцев золотыми буквами вписано в историю нашего города и МГОКа.
Родился Николай Федорович 3 марта 1930 года в небольшом селе Свердликово Суджанского района в крестьянской семье. Детство его трудно назвать безоблачным: три старших брата погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Но юности всегда свойственно мечтать и стремиться к новому, неизведанному. После окончания школы из курской глубинки шагнул Николай Федорович в большой мир, и удалось ему найти среди тысяч дорог свой путь, призвание в нелегком горняцком труде. Уехал он на Южный Урал, в город Коркино Челябинской области, где поступил в горнопромышленное училище. Окончив его, с 1952 года по март 1957 года работал помощником машиниста экскаватора на вскрышном угольном разрезе №1 треста «Коркинуголь» (в свое время разрез признавали одним из самых глубоких в Евразии). Вот так с юности судьба Николая Федоровича оказалась связана с богатствами недр земных, с добычей полезных ископаемых.
В это время в газете «Правда» он прочитал статью об открытии в Курской области богатого месторождения железной руды. Здесь разворачивалась большая народная стройка, нужны были рабочие разных специальностей. Николай Федорович, коренной курянин, решил вернуться на свою малую родину и стать участником освоения богатств КМА. Сам он вспоминал позднее: «Взяв отпуск, отправился в родные края. Приехал я в 1957 году, в апреле месяце. В дороге встретился с человеком, который тоже приехал узнать насчет работы. Вместе с ним мы направились в Комарой из Дмитриева пешком. Вышли в 6 часов утра и в 5 часов вечера пришли…». Вскоре Николай Федорович привез сюда семью – супругу и двух маленьких дочек. Старшей было 2 года, а младшей не исполнилось и года. Поселились в поселке Комарой, в небольшой комнатке. Николай Федорович написал заявление в дирекцию строящегося рудника. Так начался железногорский период его жизни. О первых рабочих днях Николай Федорович вспоминал: «Приехал я на Михайловский рудник 6 сентября 1957 года. Со мной вместе приехали Рябушенко, Чепелев, Шамченко, Гончаренко, Акимов, Смирнов. Мы начали строить площадку для техники, рубили орешник и огораживали территорию для хранения оборудования, машин, заготавливали дрова для подогрева воды для автомобилей. Строили бокс для ремонта автомобилей, кузницу. Занимались этим до 6 октября, пока не пришел первый экскаватор ОМ-202 №656. Разгрузили его с платформы и своим ходом начали перегонять в Михайловку. Гнали по бездорожью, под проливным дождем… В первых числах ноября пришел экскаватор Ковровского завода, на нем начали работать Акимов и Лунько. С этого началось строительство карьера».
После сложной работы – монтажа экскаваторов – Николай Федорович поступил помощником машиниста в бригаду Фрола Сергеевича Кемайкина, а в мае 1958 года ему уже доверили самостоятельно управлять рычагами сложной машины. Время это очевидцы вспоминают как самый трудный период в истории освоения месторождения. Холодная зима и затем бесконечные дожди буквально испытывали на прочность горняков-первопроходцев. В 1959 году руда становилась все ближе. Нарастало напряженное ожидание. Газеты «Вперед», «Курская руда» в каждом номере давали сводки из карьера. Похожи они были на вести с фронта, только трудового. Ведь напряженная битва за руду длилась два с половиной года, не прекращаясь ни на один час. Чего только ни пришлось испытать горнякам-первопроходцам за это время! К железным кузовам автомашин примерзал грунт так, что приходилось браться за ломы, кувалды и лопаты. Вязкие глины и водоносные пески преграждали людям и технике путь к руде. Но рабочие не сдавались.
Наконец, долгожданный момент настал. 10 июня 1960 года, в 16 часов 40 минут, произошло историческое событие – наши горняки подняли на поверхность первую железную руду Михайловского месторождения. Зачерпнул ее ковш экскаватора №8. Управлял легендарной «восьмеркой» машинист Николай Федорович Клименко. Его помощником был Александр Васильевич Шаров. Возглавлял бригаду Фрол Сергеевич Кемайкин. О большой трудовой победе в тот день Николай Федорович, уставший и счастливый, с гордостью рассказывал супруге дома, за ужином. В воспоминаниях своих он впоследствии писал: «10 июня я пришел на смену, и мне был дан наряд взять уклон как можно круче, чтобы быстрее дойти до руды. После двух часов работы ковш натолкнулся на что-то твердое, несколько раз пришлось пробивать пирит, а после появилась вода. Зачерпнул я эту массу и увидел, что появилась руда. Ко мне подбежали шоферы, все с радостными возгласами: «Вот и богатая железная руда!». Позвонили директору МЖК Митрофанову... Телеграфировали в Москву, что дошли до руды!».
На следующий день не только областные, но и центральные газеты вышли с торжествующими заголовками «Есть богатая курская руда!». Вся страна радовалась победе наших горняков и гордилась их трудовым подвигом. Было это вполне заслуженно, ведь первую руду подняли на поверхность в сложнейших условиях. Сделали это на год раньше намеченного срока. Именно с него, с первого ковша руды, ведет отсчет своих побед и достижений гигант черной металлургии России – Михайловский ГОК. Сегодня, приближаясь к отметке в 2 миллиарда тонн добытой руды, по-прежнему помнят горняки, с чего все начиналось.
На всю жизнь Николай Федорович сохранил верность выбранной в юности профессии. До самого выхода на пенсию в мае 1985 года работал он машинистом экскаватора. Его трудовой стаж на комбинате составил 21 год. Неоднократно поощрялся Николай Федорович почетными грамотами, благодарностями. Был награжден медалью «Шахтерская Слава» 3-й степени, знаком «Победитель соцсоревнования». Удостоен звания «Почетный ветеран труда Михайловского ГОКа». При всем этом оставался простым, открытым человеком.
Счастлив был Николай Федорович и в семейной жизни. Много лет прожил он в браке с супругой, Антониной Васильевной. У них выросли две дочери, которые тоже стали достойными людьми. Есть внуки, правнуки.
По воспоминаниям родных, Николай Федорович на пенсии продолжал оставаться активным и жизнерадостным. Он увлекался садоводством. Прививал яблони, груши, делился с соседями и друзьями выращенным урожаем. Еще одним хобби Николая Федоровича была рыбалка. Подходил он к этому делу, как и ко всему в жизни, основательно и серьезно. Знал, какая нужна наживка, даже учитывал фазы луны. Поэтому всегда возвращался с богатым уловом.
С удовольствием Николай Федорович слушал песни Марка Бернеса, особенно «Я люблю тебя, жизнь!». Кажется, что написана она именно о таких людях, как Николай Федорович Клименко.
К сожалению, этого замечательного человека, прославленного машиниста, больше нет с нами. Николая Федоровича не стало в 2004 году. Не так уж много, 74 года, прожил он на этой земле. Но прожил достойно и красиво, оставив о себе добрую и светлую память. Задача краеведческого музея – эту память сохранить. Мы стараемся это сделать, чтобы славные имена и великие даты не ушли в прошлое бесследно. Двери зала истории города Железногорска всегда открыты для детей и взрослых. В экспозиции можно увидеть фотографии горняков-первопроходцев. Среди них достойное место занимает и портрет Николая Федоровича Клименко.
                                                                         Елена Щетинина, старший научный сотрудник

Похожие статьи

Tags:

Ваше имя:
Заголовок:
Комментарий:
Код безопасности
Введите код, который вы видите, в нижнее поле
Добавить комментарий  Отмена 
карта сайта