краеведческий музей Железногорска
<Сентябрь 2019>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

Blog_New

Минимизировать
Вы должны быть подключены и у вас должны быть права на создание и ведение блога.

Земля былин и сказок

сен4

ГлавнаяКраеведческие записки
04.09.2019 14:20 

В Курском крае, как впрочем и в любом другом регионе, за долгие годы в силу исторических факторов сложились свои обычаи, обряды, песни, игры, легенды и даже языковые особенности. Еще в 1784 году в «Топографическом описании Курской губернии» было отмечено, что здесь «чудеса ж, небылицы и сказки содержат в отменном замечании». Действительно, куряне издревле были большими любителями чудесных историй. В 19 веке известный собиратель фольклора Александр Николаевич Афанасьев, побывавший в наших краях с исследовательской экспедицией, издал трехтомный сборник «Народные русские сказки», куда вошли плоды его многолетней работы. Из шести сотен текстов 15 были записаны в Курской губернии. Среди них варианты известных и сегодня сказок «Крошечка-хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Сивка-Бурка» и многие другие. Почему варианты? Дело в том, что сюжеты местных сказок немного отличаются от привычных нашему поколению. Афанасьев их записывал со всеми оборотами повседневной речи, порой нецензурными или ныне устаревшими словами. Большинство сюжетов полны житейской мудрости и крестьянской непритязательности, а герои принимают Богом данное, легко подстраиваются под ситуацию и смиряются с обстоятельствами, даже если потеряли близких людей.
Так кроткая Алёнушка из «Морозко», которую злая мачеха отправила в зимний лес умирать, в нашей местности в одноименной сказке оказывается Марфушей. На ней, как старшей дочери в семье, лежат домашние хлопоты. Мачеха собиралась выдать ее замуж за Морозко и для этого отправила в лес. В конце читателя ждет неожиданная развязка: после гибели в стужу двух родных дочерей, мачеха раскаялась, наладила отношения с Марфушей и нянчила внуков.
Интересно, что и сказка «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка» в Курском крае заканчивается нетрадиционно. Братец Иванушка не возвращает себе человеческий облик, а так и остается «козельчиком», что не мешает его сестрице жить с барином счастливо.
Название другой народной сказки «Сивка-Бурка» в курском варианте звучит иначе - «Сивко-Бурко». А появляется конек после клича «Сивко-Бурко, вещий воронко».
Удивительно для современного читателя и то, что легкомысленная девочка из сказки «Гуси-лебеди» грубит печке, яблоне и речке. Одумывается она только, когда самой понадобилась помощь.
Куряне отдавали предпочтение не бытовым, а волшебным сказкам с разными чудесами и превращениями. Да и как может быть иначе в наших былинных местах. Ведь десятки лет из уст в уста передаются мифы и предания о живших здесь когда-то Соловье-разбойнике и таинственном атамане Кудеяре, о легендарном богатыре Илье Муромце и Григории Русакове, о скрытых в земле старинных кладах и царских сокровищах.
                                                               Зав. научно-просветительским отделом Ирина Фомина

Похожие статьи

Tags:

Ваше имя:
Заголовок:
Комментарий:
Код безопасности
Введите код, который вы видите, в нижнее поле
Добавить комментарий  Отмена 
карта сайта